Известно, что кроме классических вариантов существуют и другие разновидности домино. Их можно разделить на несколько групп:
- игра для одного – пасьянсы (их мы рассматривать не будем);
- вариации традиционного домино, отличающиеся правилами подсчета очков или введением ограничений на ход;
- аналоги карточных игр;
- нестандартное домино.
Вариации классического домино
1) Блиц
Количество игроков: 4-8.
Сдача камней: по 5, если 5 игроков, по 6-7, если 4, по 8, если 3, остальное – в резерве.
Правила.
Игра начинается с 0-0 или ближайшего по очкам камня. В каждый ход игроки могут выложить цепочку в несколько домино (до тех пор, пока есть легальные ходы). Подсчет очков ведется как в классике.
2) Блиц вслепую
Количество игроков: 2-4.
Сдача камней: по 8, если 2-3 игрока, по 7, если 4, остальное – в резерве.
Правила.
Игроки выкладывают кости перед собой в ряд лицом вниз. Ходят по кругу: берется крайний правый камень, если не подходит, то он перекладывается налево также лицом вниз, после неудачного хода можно взять камень из резерва. Как и в обычном блице, выкладывать можно серией, последние три камня открывают. Для победы нужно выложить все камни или остаться с наименьшим количеством очков (подсчет – классический).
3) Матадор
Количество игроков: 2-4.
Сдача камней: по 6, если 2-3 игрока, по 5, если 4, остальное – в резерве.
Правила.
Сумма точек на присоединяемых половинках камней должна равняться семи. Т.е. к 3-м можно ставить только 4, к 2 – 5 и т.д. К 0-половинке поперек приставляются кости-«матадоры», сумма точек на которых равна 7: 1-6, 5-2, 4-3, а также 0-0. Матадоры можно ставить и в обычный ход, вдоль полотна.
Подсчет очков как в традиционном домино. Существует вариант шестерного матадора.
4) Берген
Количество игроков: 2-4.
Сдача камней: по 6, если 2-3 игрока, по 5, если 4, остальное – в резерве.
Правила.
В процессе игры начисляются очки, для победы нужно набрать 15 очков, если участвуют два игрока, 10 – если 3-4 игрока. Игроки ходят по очереди, если нет подходящего камня – берут из резерва. Последние два камня остаются и в игре не участвуют – если ходить нечем, происходит блокировка.
Подсчет очков.
В процессе игры:
- за каждый дубль – 2 очка;
- если совпало число точек на свободных половинках камней – 2 очка;
- если на одном конце – дубль, а на другом – половинка с тем же значением – 3 очка.
После блокировки:
- на руках нет дублей – 2 очка;
- если ни у кого на руках нет дублей, то 2 очка начисляется тому, у кого наименьшая сумма очков;
- если дубли есть у всех, то 2 очка достаются игроку с наименьшим дублем;
- если на момент блокировки все камни выложены – 2 очка.
Аналоги карточных игр
1) Бинго
Количество игроков: 2.
Сдача камней: по 7, остальное – в резерве, один камень из резерва открывается, старшая половинка – козырь (забирается последним).
Правила.
Игра начинается с любого камня, игроки разыгрывают взятку – ее забирает тот, у кого старше камень, если камни одинаковые, то выигрывает ходивший. Игроки берут камни из резерва, следующий ход делает игрок, выигравший взятку. Пока резерв не исчерпан, масть на масть и козырь на козырь класть не обязательно.
Когда резерв исчерпан, правила меняются. Также в любой момент игрок может закрыть резерв, обязуясь взять минимум 70 очков. Обязательно бить взятку камнем с такой же старшей половиной или козырем (при отсутствии масти).
Подсчет очков:
Премиальные камни (14 или 15, в зависимости от козыря):
- Козырный дубль – 28 очков;
- Другие дубли и козырные камни – по сумме очков (0-половинка – 7 очков);
- 6-4 и 3-0 – 10 очков.
- 0-0 – бинго, старший камень.
Максимальное кол-во очков по мастям 0/1/2/3/4/5/6: 143/135/138/131/134/147/140.
Очки начисляются:
- количество взяток;
- премиальные камни;
- если козырный дубль бьется бинго – начисляется одно большое очко.
Объявление дублей (можно делать несколько раз за игру): при заходе с дубля, игрок может объявить, сколько дублей у него на руках, если эту взятку он берет, то получает очки:
- 2 дубля – 20 очков;
- 3 дубля – 40 очков;
- 4 дубля – 50 очков (король);
- 6 дублей – 1 большое очко (император);
- 7 дублей – 3 больших очка (непобедимый).
При завершении, если игрок получил больше 70 очков, то он получает 1 большое очко.
Если противник при этом получил меньше 20 очков – 2 больших очка, если же противник не взял ни одной взятки – 3 больших очка.
Если резерв был закрыт, а игрок не набрал 70 очков, то противник получает 2 больших очка, если не взято ни одной взятки – 3 больших очка, если сам набрал 70 – 1 большое очко.
Игра продолжается до набора оговоренного количества больших очков, как правило, 7-8.
2) Крибидж
Количество игроков: 2.
Сдача камней: по 6, по 2 камня игроки отдают в «крибу» — 4 камня, влияющие на расчет, далее открывается стартовый камень.
Правила.
Камни называются по сумме очков: 3-4, 2-5 – семерки, 1-2, 3-0 – тройки и т.д.
Проводятся торги и показ (если есть комбинации, то за них начисляются очки), игроки последовательно выкладывают камни и набирают очки за получающиеся комбинации.
Подсчет очков.
- два камня с одной суммой (пара) – 2 очка;
- три камня с одной суммой (королевская пара) – 6 очков;
- четыре камня (двойная королевская пара) – 12 очков;
- три и более камней подряд с возрастающей суммой (секвенция) – сумма очков (последовательность выкладки соблюдать необязательно, т.е. 1,3,2 – засчитывается);
- если два или более камней, выложенных подряд, составляют 15 или 21 очков — 2 очка;
- последний камень – 1 очко;
- если стартовый – дубль, второму игроку записывается 1 очко.
Например: 1й игрок: 2-3, 2й игрок: 4-1 (+2 – пара), 1й: 5-0 (+6 – королевская пара), 2й: 4-6 (+2 – 15 очков на двух камнях), 1й: 3-3 (+2 – 21 очко на трех камнях) и т.д.
По окончании игры открывается «криба», очки которой достаются выигравшему розыгрыш игроку.
Игра ведется до 61 или 121 очка.
3) Сорок два
Количество игроков: 4, игра парная.
Сдача камней: по 7, резерва нет.
Правила.
На основе сданных камней, игроки либо пасуют, либо называют число очков, которые они обязуются набрать (минимум 30). Заявка озвучивается один раз, после чего только следующий игрок имеет право повысить ставку. 42 – это максимальное количество очков, означает, что игрок обязуется взять все взятки. Перебить максимальную ставку следующий игрок может только двойной ставкой – 84, а затем 168 очков, при этом он также обязуется взять все взятки.
Игру начинает игрок, выигравший торги, он объявляет козыри и выкладывает первый камень. Обязательно соблюдение масти по старшей половинке, на козыря обязательно класть козырь.
Подсчет очков.
Премиальные камни – 6-4, 5-5, 5-0, 4-1, 3-2 (сумма очков кратна 5), общее количество очков – 35 плюс по очку за каждую выигранную взятку, всего 42 очка.
Очки подсчитываются по окончании игры. Пара, выигравшая торги и набравшая требуемые очки, записывает фактически набранное число очков. Соперники также записывают набранные очки. Если заказанное количество очков не набрано – пара получает 0 очков, а их соперники – фактически набранные плюс заказанные противником очки. Игра ведется до 250 очков, если обе пары переходят эту границу одновременно, то выигрывают игроки, набравшие большее количество очков.
Нестандартное домино
1) Мексиканский поезд
Количество игроков: 2-4 при игре в домино 9*9, 2-8 при игре 12*12, 9-12 и более при игре 15*15 или 18*18.
Сдача камней: 12*12: 2 игрока – 16 камней, 3 – 15, 4 – 14, 5 – 12, 6 – 11, 7 – 10, 8 – 9. Для других комплектов количество камней подбирается опытным путем, но в резерве должно оставаться разумное количество.
Правила (на примере 12*12)
Игра состоит из 13 раундов. Игру начинает игрок с наибольшим дублем, выкладывая его в центр стола – это «двигатель» поездов. В последующих раундах игра начинается со следующего дубля (12-12, 11-11, и так далее до 0-0).
Есть два вида поездов: персональные поезда игроков и мексиканский поезд. Игроки раскладывают камни перед собой, начиная с номинала «двигателя», в последовательности, позволяющей выложить их подряд в одну линию — «персональный» поезд, например, 12-7, 7-5, 5-9, 9-6 и т.д. Остальные камни будут использованы в поездах других игроков или в «мексиканском поезде». Если у игрока нет камня, подходящего для «двигателя», то он выстраивает наиболее длинную последовательность в надежде, что в процессе игры возможность появится. Все поезда начинаются с камня, соответствующего номиналу «двигателя». Игрок может выкладывать камень либо в свой поезд, либо в «мексиканский» поезд, либо в «открытые» поезда других игроков. Если выкладывается дубль, игрок делает еще один ход, если вторым также выкладывается дубль, игрок делает третий ход подряд (ходы не обязательно делать в один и тот же поезд). Игрок обязан ходить, если у него есть подходящий камень. Если ход невозможен, берется один камень из резерва, если и он не подходит, то поезд этого игрока «открывается», и следующим ходом к нему могут ставить камни остальные игроки. Если игрок выкладывает дубль, берет камень из резерва и не выкладывает его – все поезда, кроме поезда с незакрытым дублем, блокируются и каждый следующий игрок обязан закрыть дубль. Если камни в резерве закончились, а дубль так и остался незакрытым, – игра заканчивается, и подсчитываются очки. Если игрок не может закрыть дубль, его поезд «открывается». Когда у игрока остается последний камень, он обязан предупредить об этом остальных игроков.
Цель игры – раньше всех выложить свои камни и набрать минимальное количество очков по сумме раундов.
Немного о стратегии: в этой игре фактор случайности играет довольно большую роль, поэтому в целом стоит ориентироваться на набор малого количества очков в каждом раунде, а не на выигрыш отдельных раундов. Тактические особенности: первоначально преимущество получает игрок, делающий первый ход – он может выложить сразу два камня и начать мексиканский поезд. Существенный перевес дают дубли, позволяющие выигрывать темпы. Если у вас мало или нет дублей – велика вероятность, что вы не успеете избавиться от всех камней, поэтому стройте цепочку так, чтобы выложить самые «тяжелые» камни в первую очередь. Если в середине цепочки есть «легкие» камни – по возможности выкладывайте камни с конца в мексиканский поезд. Если у соперника камней намного меньше – при возможности выкладывайте дубли из середины своей цепочки, до которых не дошла очередь (это не нарушит последовательность, но уменьшит число очков на руках). Хорошей возможностью «сбить игру» соперникам являются одиночные дубли: используйте блокирование, в результате которого поезда откроются – обязательно воспользуйтесь возможностью нарушить цепочки конкурентов. Если у вас есть несколько коротких цепочек или цепочек, разветвляющихся в конце, – стройте игру через мексиканский поезд, выкладывайте в него альтернативные «хвосты» цепочек. Короткие цепочки постарайтесь завершить дублем: если из резерва вы не вытащите нужный камень – сработает блокировка, и соперники будут вынуждены вам помочь. Отдельные раунды могут быть вынужденно проиграны – благодаря фактору случайности, но, придерживаясь правильной тактики, игру в целом все равно можно выиграть.
2) Колбаска
Количество игроков: 2-4 (можно больше, если использовать не один комплект домино).
Сдача камней: камни распределяются поровну, резерва нет.
Правила.
Так же, как и в слепом блице, камни раскладываются вниз лицом, в каждый ход берется крайний правый камень, если его некуда ставить, то перекладывается налево.
Рассмотрим на примере (см. рисунок): первый игрок ставит камень вертикально (5-2), дальше ходят по кругу. Камни выстраивают по горизонтали в два ряда по обе стороны от начального.
Т.е. домино получается в два ряда – «колбаска». Выступать может лишь один камень: 5-1 на рисунке слева ставить нельзя. Если у игрока есть камень который можно поставить вертикально в любом месте «колбаски» – то он может «разрезать колбаску» этим камнем и отдать следующему по ходу игроку любую из отрезанных частей. На рисунке – «резка» камнем 3-1: игрок может отдать только 3-3 слева, или все, что расположено справа от камня 3-1. Обычно, отдают большую часть. Дубль можно поставить, раздвинув ряд: на нижнем рисунке так поставлен 6-6, при этом соблюдается правило о выступании лишь одного камня.
Игру проигрывает последний игрок, не сбросивший все камни.
Елена Кудрявцева, специально для GAMBITER.RU
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.