Го, вейчи
Го (вэйци, бадук) — стратегическая настольная игра, возникшая в древнем Китае между 2000 и 200 годами до н.э. До XIX века культивировалась исключительно в Восточной Азии, в XX веке распространилась по всему миру.
Правила игры Го
Перед началом игры доска (стандартный размер 19х19, для обучения используются 13х13 и 9х9) пуста. Первыми ходят чёрные. Затем белые. Далее ходы делаются по очереди. При игре с форой слабейший всегда играет чёрными, и несколько чёрных камней выставляются на доску до начала партии. В этом случае выставление форовых камней на доску формально считается первым ходом чёрных, после которого в игру вступают белые.
Делая ход, игрок выставляет один свой камень на доску в любую не занятую точку пересечения линий (пересечения называют пунктами). Камни, однажды размещённые на доске, не перемещаются, но могут быть захвачены противником и сняты с неё.
Каждый камень должен иметь хотя бы одно дамэ (точку свободы, дыхательный пункт) — соседний по вертикали или горизонтали незанятый пункт. Соседние либо связанные непрерывной цепочкой соседей камни образуют группу и делят дамэ между собой (т.е. любое дамэ любого камня в группе относится одновременно ко всем камням этой группы). Когда камень или группа камней окружается камнями соперника так, что у неё не остаётся точек свободы, она считается захваченной и снимается с доски.
В большинстве вариантов правил Го запрещено делать ход, в результате которого своя группа утрачивает последнюю точку свободы (самоубийственный ход). Исключение составляет случай, когда в результате этого хода лишается всех дамэ группа противника; в этом случае игрок захватывает группу противника, а его собственная остаётся на доске.
Правило ко: запрещается делать ход, который приводит к повторению позиции, ранее встречавшейся в партии. Точная трактовка этого запрета в разных системах правил го может несколько различаться.
Игрок может отказаться от очередного хода, сказав «пас». Когда оба игрока пасуют подряд, игра заканчивается. Обычно это делается тогда, когда на доске не остаётся пунктов, ходы в которые могут принести игрокам очки. Группа камней противника, к концу партии не снятая с доски, но заведомо обречённая на гибель при правильном доигрывании, считается «пленной» (вариант: «мёртвой»). Она снимается с доски по окончании партии и присоединяется к захваченным игроком камням.
История игры Го
Легенды, отражённые в древних китайских летописях, относят появление Го к третьему или началу второго тысячелетия до нашей эры, приписывая её создание одному из легендарных китайских императоров или их ближайшим придворным. Объективные исторические свидетельства позволяют утверждать, что игра определённо существовала и была достаточно распространена 2500 лет назад — именно к этим временам относятся первые упоминания о Го в документах. Первые материальные свидетельства (найденные археологами доски и камни для Го) и достоверные записи сыгранных партий относятся к первым векам нашей эры. В VII веке го попало в Японию, где, начиная с XV века, пережило сильнейший подъём. В XX веке Го, ранее культивировавшееся лишь в Азии, стало известно и постепенно распространилось в Европе и Америке. К настоящему времени большинство европейских стран, в том числе и Россия, имеют собственные федерации Го, хотя количество игроков и уровень игры на Западе пока не достигли показателей Кореи, Японии и Китая.
-
Игра Го. Матч человека с нейросетью — долгожданный реванш!
Матч Тё Тикуна с компьютерной программой Zen завершился со счетом 2:1 в пользу человека. Все три партии выдались непростыми. На фото: Тё Тикун (слева) vs Като Хидеки, один из создателей программы Zen. Традиционно считалось, что компьютерные программы по Го сильны в счете и плохо разбираются в стратегии, но матч с Тё Тикуном, ровно как и…
-
Го: человек против машины
Недавно завершился «матч века» – матч между человеком и компьютерной программой в еще одной настольной игре. В последней игре, не поддававшейся натиску логичных, все просчитывающих наперед машин. В игре, которая долгое время оставалась самым главным вызовом для разработчиков искусственного интеллекта по всему миру. Сегодня разработчики Го программ торжествуют: до этого дня ни одна программа –…
-
Правила игры в точки
Точки (другие названия: фазенда, феодалы) — игра для двух (реже – более двух) человек на поле в клетку. Как играть в точки — правила Правила игры в точки похожи на правила игры Го, но гораздо более легки для понимания, поэтому игра является как бы «облегчённой» версией Го. Вместо камней используются точки разных цветов, наносимые на…
-
История Го (из книги «Японские логические игры»)
Игра го известна среди основной массы людей в её простейшем варианте – таком, как игра в точки. Однако как игра в «крестики-нолики на бесконечном поле» отличается от рэндзю, так и игра го отличается от игры в точки. Го имеет несколько современных названий, таких как «вей-ци» (Китай), «бадук» (Корея) и «иго» (Япония). Правила этих разновидностей игры…
-
К юбилею российского Го (2005 год)
Тридцать лет назад в журнале «Наука и жизнь» началась публикация серии статей «Школа го» с конкурсом решения задач. Ее авторы В.А.Асташкин и Г.И.Нилов в течение года рассказывали об этой незнакомой россиянам игре. Задачки, придуманные ими, были трудны, но интересны. Эта публикация вызвала огромный резонанс. В конкурсе приняло участие более 2500 человек из 78 населенных пунктов…
-
Играющая в Го. Шань Са
Оригинальное название книги: La joueuse de go, автор Шань Са, 2001 год. Перевод с французского Е. Клоковой. Текст книги представлен для ознакомления. Любое использование в коммерческих целях запрещено! Об авторе «Шань Са» по-китайски означает «дуновение ветерка». Такой псевдоним выбрала себе молодая писательница (настоящее имя Янь Ни), которая могла бы стать гордостью китайской литературы. Она родилась…
-
Что приводит нас к Го?
Что приводит нас к Го? Аниме, художественные фильмы, деловые и модные журналы, рассказ коллеги о стильном комплекте из кайи и ракушечника или же просто любопытство. Незаметно для всех азиатская игра уже проникла во все сферы нашей жизни, а мы об этом даже и не подозревали. Японское экономическое чудо, «азиатские Тигры» и бурный рост Китая («Дракон…
-
Главное в Го
Главное в Го — это свобода. Свобода мысли, чувства, свобода стремлений и помыслов. Мастер парит над доской, которая в его внутреннем взоре видится как бескрайний простор, прекрасный и непостижимый, а потому страшный. Птица, летящая над бездной полна благоговения перед ней, и восхищения. Глупо думать, что птица не наслаждается красотой мира, в котором она живет. Чувства…
-
Евреи — короли настольных игр
Все мы знаем о господстве евреев в розыгрышах чемпионатов мира по шахматам. Из 14 чемпионов мира восемь были евреями. Достаточно вспомнить такие фамилии как Э. Ласкер, М. Ботвинник, Р. Фишер, Г. Каспаров (Вайнштейн)… Примечательно еще, что на троне они сидели намного дольше других, Ласкер, к примеру, аж целых 27 лет! Да и в чемпионатах СССР…
-
Компьютерное Го
Компьютерное Го — направление искусственного интеллекта по созданию компьютерных программ, играющих в Го. Препятствия на пути программ В течение долгого времени считалось, что компьютерное Го имеет существенные различия по сравнению с компьютерными шахматами, поскольку методы, основанные на быстром поиске по сравнению с человеческим опытом, объединённые с относительно низким знанием предметной области не будут эффективны для…
-
Правила игры Го, вариант AGA
Правила AGA — правила игры Го, разработанные в Американской ассоциации Го и применяемые на турнирах, проводимых этой ассоциацией. Существуют с 1966 года, последние изменения внесены в 2004 году. Даные правила разработаны для обеспечения большей формализации порядка игры в турнирах. Из старых традиционных систем правил Го они ближе всего к китайским правилам, но обладают рядом особенностей.…
-
Секреты инсеев
Мне часто задают этот вопрос. Многие хотят узнать секреты. Что нужно делать для того, чтобы стать профессионалом? Что нужно сделать для того, чтобы стать чемпионом мира по Го? Я не расскажу вам ничего сенсационного. Наращивать силу игры можно 3 основными путями: тренируя технику расчета вариантов, изучая теорию, и просто играть, играть и еще раз играть…