Го: человек против машины

,

в

Недавно завершился «матч века» – матч между человеком и компьютерной программой в еще одной настольной игре. В последней игре, не поддававшейся натиску логичных, все просчитывающих наперед машин. В игре, которая долгое время оставалась самым главным вызовом для разработчиков искусственного интеллекта по всему миру. Сегодня разработчики Го программ торжествуют: до этого дня ни одна программа – а было их за последние 30 лет немало – не могла обыграть без форы даже любителя, что уж говорить о профессиональном игроке. Ведь в Го число возможных комбинаций превышает количество атомов во Вселенной, а интуиция игрока влияет на результат матча не меньше его способности просчитывать ходы.

Примечательно, что предыдущий успех разработчиков был зафиксирован в 2015 году – корейская программа Dol Baram обыграла корейского профессионала Чо Чикуна, 9 профессиональный дан, на 4 камнях форы. Неудивительно, что совсем недавно было широко распространено мнение, что игра Го останется не под силу компьютерам на протяжении еще нескольких десятилетий

История победы компьютера над человеком в Го началась в конце 2015 года, когда лаборатория DeepMind, принадлежавшая компании Google, представила результаты матча своей программы AlphaGo против чемпиона Европы по Го, игрока 2 профессионального дана, Фаня Хуэя. Тогда эксперты, посмотрев записи матча, сошлись во мнении, что AlphaGo сильнее всех предшествующих программ, но все же не идеальна, да и Фань Хуэй – не сильнейший игрок мира. Следующим сразиться с программой решил один из сильнейших игроков мира Ли Седоль, занимающий четвертое место в общемировом рейтинге спортсменов Го, обладающий 9 профессиональным даном.

Тогда практически все Го-сообщество, включая самого Ли Седоля, выигравшего, кстати, более 800 турниров за свою карьеру, и разработчики Го-программ сошлись во мнении: Ли с легкостью обыграет AlphaGo, которой далеко до его уровня игры. 15 марта закончилась эта историческая серия из пяти партий.

Результат матча – 4:1 в пользу программы AlphaGo

Как же так получилось?

Один из сильнейших российских игроков, а также трехкратный чемпион Европы Илья Шикшин считает, что у обеих сторон были равные шансы в первой партии. По его мнению, очень большую роль в этой партии сыграла психология: Ли Седолю было сложно настроить себя на борьбу с компьютером, потому что раньше профессионалы его уровня побеждали программы, да еще и на нескольких камнях форы. Более того, игрок был недостаточно внимателен, и, возможно, даже не верил в то, что программа может находить наилучшие ходы.

— Все это привело к тому, что игроком были допущены ошибки, которые и привели к поражению в первых трех партиях, – говорит Илья.

Того же мнения и вице-президент Российской федерации Го Максим Александрович Подоляк:

— Очевидно, Ли Седоль испытывает огромный, невиданный ранее, груз ответственности, поскольку он сражается не только за себя, но и за многовековую историю самой сложной интеллектуальной игры. Это мешает в ситуации, когда надо полностью отрешиться от всего. Уверен, что и ожидания Ли Седоля, как и всех нас, по уровню игры AlphaGo были занижены по итогам матча против Фаня Хуэя. Конечно, это был сомнительный трюк со стороны Google – продемонстрировать игру одного алгоритма, а выставить другой. Но сейчас очевидно, что представленный алгоритм существенно сильнее, и для победы над ним даже сильнейшему игроку мира требуются огромные усилия.

По мнению президента Российской федерации Го Максима Аркадьевича Волкова, психологическое давление существенно сказалось на игре Ли Седоля:

— Ли Седоль представляет элиту Го-сообщества, он проверенный и опытный боец. Его проигрыш лично для меня был очень болезненным. Что уж говорить о внутренних переживаниях спортсмена, на которого смотрит многомиллионная аудитория, от которого все Го-сообщество ждет единственного результата. Мне показалось, что ближе к концу первой партии у него задрожали руки, но, может, мне это только показалось. В целом, напряжение было невероятно высоким, а игра протекала с переменным успехом.

На пресс-конференции после завершения первой партии Ли Седоль признал, что уровень игры программы гораздо выше того, который он видел в партиях AlphaGo с Фанем Хуэем, и у них равные шансы на победу в этой серии.

— К четвертой партии Ли Седоль пришел более подготовленным, возможно, он разобрал уже сыгранные партии, – добавляет Илья Шикшин. – Отсюда и результат – профессионал играл практически без ошибок, и партия закончилась в его пользу.

AlfaGo

В середине четвертой партии Ли Седолю удалось обыграть программу, совершив неожиданный ход (№78). По словам разработчиков из лаборатории DeepMind, AlphaGo оценивала вероятность появления такого хода на доске как менее 1 к 10 000. По мнению семикратного чемпиона Европы Александра Динерштейна, этот ход Ли Седоля войдет в историю и учебники по Го.

Более того, по замечанию Ильи, в середине четвертой партии, когда уже стало понятно, что программа уступает, AlphaGo стала делать довольно странные ходы. Возможно, это был сбой, может, компьютер «понял», что проигрывает, оценив позицию, но, скорее всего, именно эти ходы и привели к окончательной победе человека, потому что он уже не допускал ошибок.

Четвертая партия стала своеобразным знаком надежды для всех поклонников игры – была создана даже петиция об организации еще двух игр. По мнению создателей петиции, программа Google находилась в более выгодном положении: у нее была возможность изучить стиль игры Ли Седоля и сыгранные им партии до матча, в то время как Ли никогда не играл против AlphaGo.

Пока неизвестно, как отреагируют на эту петицию обе стороны, но уже известно, что программе бросили вызов два игрока из Китая – Ке Цзе, 9 профессиональный дан, и Гу Ли, 9 профессиональный дан, оба играющие не слабее Ли Седоля, но в несколько ином стиле. В том, что, если данные матчи состоятся, они вызовут огромный, возможно, еще больший интерес, сомнений нет. Ведь мы знаем теперь, на каком уровне играет программа, и что она совершает достаточно человечные ходы, но непонятно, насколько человечна она в своих ошибках.

Илья Шикшин считает, что результат возможного матча между китайским профессионалом и AlphaGo во многом будет зависеть от того, когда он состоится:

— Чем больше времени проходит, тем сильнее становится программа – если матч состоится в самое ближайшее время, думаю, у Ке Цзе есть все шансы одолеть AlphaGo. Пока непонятно, есть ли какие-то лимиты совершенствования программы и повышения уровня ее игры, но вполне возможно, что через еще несколько месяцев она станет совершенно непобедимой для человека.

Как отмечает семикратный чемпион Европы Александр Динерштейн, было бы так же интересно посмотреть матч AlphaGo против японского мастера Такемии Масаки, 9 профессиональный дан. Этот игрок, бывший одним из сильнейших игроков мира в начале 1990-х годов, известен своей необычной манерой игры, предпочитая игру на влияние с построением территории в центре доски. Во время прошедших пяти партий профессионалы отметили, что программа тоже предпочитает подобный стиль, и было бы интересно посмотреть, как искусственный интеллект поведет себя в данном случае.

Президент Российской федерации Го М.А. Волков считает, что и европейские профессиональные игроки могут сразиться с AlphaGo и завершить матч в свою пользу:

— Уверен, что, если мы сможем организовать матч с AlphaGo на предстоящем 60-м Полиметалл Европейском Го конгрессе, который пройдет этим летом в Санкт-Петербурге, подобная игра вызовет большой интерес.

В общей оценке результата матча для всего мира эксперты сходятся: серьезный прорыв в области разработок искусственного интеллекта привлек внимание широкой общественности к игре Го. Заслуженный тренер России по Го, профессор, доктор технических наук Владимир Алексеевич Кузнецов добавляет:

— Значимость результата, полученного разработчиками программы, значительно больше: с одной стороны, это значит, что Го – самая удивительная игра, секрет которой почти разгадан человеком, поскольку совсем не обученный компьютер выбирает вполне человеческие ходы, а с другой стороны, победа компьютера означает торжество современных средств искусственного интеллекта. Потрясающе, что это произошло именно с игрой Го, в этом фантастическая уникальность Го, сравнимая с большой теоремой Ферма: она практически бесполезна, но в результате ее 250-летнего доказательства математика получила огромное развитие. Случилось так, что на ней сомкнулись два полюса: физиология мышления человека и новое представление о возможностях компьютера. Сомкнулись стремительно, без постепенного роста.

С данной точкой зрения согласен Илья Шикшин:

— Считаю, что уровень мастерства игроков только возрастет, если в общем доступе появится программа подобная AlphaGo, благодаря которой игроки смогут учиться Го до самого высокого уровня.

Александр Динерштейн считает, что теперь весь мир узнает много интересного и Го в общем:

— В Го существует задача, придуманная в 1713 году известным японским мастером Досетсу Инсеки. Расчет идет на двести ходов вперед. По ней изданы целые книги, но так никто и не смог ее решить. Существуют красивые решения, но они отличаются от изначально объявленного автором задания. Наконец-то мы узнаем, есть ли у этой задачи решение, или, может быть, ошибался сам Досетсу?

Гроссмейстер России по Го, президент Российской федерации Го в 1994-1997 годах Валерий Дмитриевич Соловьев считает, что главная интрига теперь – продолжит ли свои разработки подобного искусственного интеллекта компания Facebook. Напомним, что в начале года основатель Facebook Марк Цукерберг сообщил, что его лаборатория занимается разработкой программы, играющей в Го, и демонстрирует успехи в данном направлении.

— Часто сторона, которой не удалось стать первой, прекращает исследования. Но сейчас крайне интересно, если появятся два суперигрока, созданные разными коллективами. Это приведет к колоссальному прогрессу в игре Го, опять же по аналогии с шахматами. Сильнейшим игрокам есть чему научиться у компьютеров. Я слежу за шахматными турнирами на высшем уровне: нередко гроссмейстеры делают совершенно парадоксальные ходы, свойственные компьютерным программам, противоречащие всем базовым принципам шахмат, которым учат с детства, но которые в данной конкретной позиции оказываются правильными. В шахматах компьютеры раскрепостили мышление игроков, партии стали более интересными, насыщенными нестандартными идеями. Этого я жду и в Го.

«Матч века» несомненно станет началом новой эпохи в истории Го. Так же, как победа Deep Blue над Гарри Каспаровым в 1997 году задала новый этап развития шахмат. Возможно, он приведет к прорыву в теории и методике Го, в обучении Го, возможно даже, что она познает игру глубже человека. Но в любом случае, рост популярности игры гарантирован, что приведет и к росту популярности спортивных турниров и мероприятий, связанных с Го.

Комментарии экспертов:

  • Президент Российской федерации Го Максим Аркадьевич Волков
  • Вице-президент Российской федерации Го, президент Спортивной федерации Го в Санкт-Петербурге Максим Александрович Подоляк
  • Трехкратный чемпион Европы, семикратный чемпион России по Го, заслуженный мастер спорта РФ Илья Шикшин, 1 профессиональный дан
  • Семикратный чемпион Европы, трехкратный чемпион России по Го, заслуженный мастер спорта РФ Александр Динерштейн, 3 профессиональный дан
  • Заслуженный тренер России по Го, профессор ПетрГУ, доктор технических наук Владимир Алексеевич Кузнецов
  • Гроссмейстер России по Го, президент Российской федерации Го в 1994-1997 годах, профессор КФУ Валерий Дмитриевич Соловьев