Го может поспорить древностью и мудростью с шахматами, эта игра обладает немалой гибкостью, позволяя заведомо более слабому противнику обеспечить строго выверенную фору. Именно благодаря такой форе искусственный интеллект одержал победу над двумя игроками на турнире Taiwan Open 2009 в игре го.
Возможно, покажется странным, что внешне простая игра представляет такую сложность для компьютерных программ, в то время как уже в 1996 году другая программа сумела победить чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. А в 2007 году были полностью просчитаны все варианты шашечных партий (вариант чекерс), благодаря чему выиграть у компьютера стало в принципе невозможным. При известной сложности шахмат следует заметить, что количество различных позиций в шахматной игре (около 1045) все же значительно скромнее, чем количество позиций в игре го. Компьютерные программы играют и выигрывают у живых игроков в шашки и шахматы, благодаря перебору выгодных ходов в сложившихся позициях и путем несложных алгоритмов оценки позиции. И хотя лучшие современные компьютеры не способны просчитать абсолютно все варианты шахматной игры, они могут мгновенно просчитывать десятки и сотни ходов вперед и принимать правильные решения исходя из анализа всей ветки вариантов. Все это достигается скоростью вычислительных процессов и составлением правильных алгоритмов решения задач.
Специалисты в области программирования и компьютерных технологий прогнозируют возможностью просчитать абсолютно все возможности шахматной игры уже в ближайшие десятилетия. А уже сейчас многие игроки недовольны компьютерной стандартизацией шахматных дебютов. Именно поэтому все популярнее становятся шахматы Фишера со случайной начальной расстановкой фигур.
Игра Го и компьютер
В чем же состоит проблема игры в го компьютером? Дело в том, что в отличие от программы, живой игрок в го использует не только свои математические способности и даже не столько их, сколько творческо-ассоциативный подход. В каждой из сложившихся ситуаций он видит не математическую модель, а рисунок, гармонично расположенные на доске камни. Образно распознает, сравнивает и применяет опыт прошлого по-новому, согласно текущей ситуации. Игрок опирается на свою интуицию, не воспринимая игру как набор фишек, на расчерченной доске. Изучение активности головного мозга человека показало, что во время игры в го, задействуются зоны, отвечающие за пространственное и двигательное восприятие.
Для человека ГО – игра и философия, но никак не математическая задача. Именно поэтому то, для чего программе требуются сверхскоростные компьютеры, человек решает благодаря лишь особенностям своего восприятия.
Компьютеру же подобные изыски неизвестны, машина просчитывает варианты и выбирает лучший, а когда вариантов слишком много и совсем не сразу ясно какой из них действительно лучший. Только конечных позиций в этой игре математики насчитывают порядка 10160, а путей их достижения еще больше. Для того чтобы просчитать все варианты игры в го, всем компьютерам на Земле понадобятся миллионы лет. Именно поэтому долгое время (еще пять лет назад компьютер мог обыграть в го только ребенка-новичка) эта игра оставалась неподвластной искусственному интеллекту. Но современные технологии и создание принципиально новых алгоритмов дали возможность компьютеру победить сильнейших игроков с гандикапом в 6-7 камней.
Правда это был не обычный, а супер-компьютер с 15000 Гб оперативной памяти, 700 Тб дискового пространства и пиковой производительностью системы более 60 терафлопов! Использовалась программа MoGo.
Для разработки программы, играющей в го, специалисты применили метод Монте-Карло. Эта схема используется для вычисления сложнейших молекулярных моделей, путем просчета огромного количества случайных событий. Алгоритм игры компьютера в го достаточно прост, однако без сверхскоростных вычислительных систем он был бы бесполезен – после каждого хода противника программа проигрывает миллионы игр и составляет статистику выгодных ходов. Согласно данной статистике и делается следующий ход, после чего весь процесс повторяется уже из новой позиции. Что бы уложится во временные рамки правил, да и вообще в пределы человеческого терпения, компьютер должен просчитывать все варианты с огромной скоростью. Каждая партия, которую программа играет сама с собой, подкреплена лишь правилами игры и не допускает запрещенных ходов. В остальном, это лишь случайное поочередное размещение фишек на поле, до победы той или иной стороны.
Казалось бы, совершенно бездумное перемещение фишек в миллионах виртуально просчитанных игр не должно привести к победе, но на практике все оказывается иначе… и компьютер обыгрывает человека, пусть и с преимуществом. Разработчики данной алгоритма сами удивлены такому результату – они знают, как работает программа, но почему она выигрывает, остается загадкой. Ведь миллионы случайно просчитанных игр есть лишь малая толика от действительно всех вариантов, а значит и статистика составляемая программой для каждого хода, весьма субъективна.
Следует отметить, что фора в 7 камней весьма существенна. Мастерство игроков различают по данам. Игрок 9 дана считается сильнейшим, а победивший его компьютер проявил мастерство очень хорошего любителя, что компенсировалось оговоренной форой. В наиболее популярной версии правил, разница в один дан, компенсируется один камнем гандикапа (в некоторых странах лестница уровней объемнее и там один камень приравнивают к 3 данам разницы). Поэтому еще слишком рано говорить о преимуществе компьютера над человеком в ближайшим будущем. Да и сама программа, сколько бы совершенно она ни была – плод совместных усилий сотен людей, а значит и проигрыш ему одного человека не так уж велик.
Отрадной остается мысль о том, что философское наследие древних до сих пор не разгадано и таит в себе еще немало таинственной мудрости. Играя в шашки, шахматы или Го, необходимо получать не только математический результат, как это делает компьютер, но и познавать философию этих игр, опираясь на разум и сердце. Раньше или позже, компьютер сможет просчитать все варианты любой игры, но понять интуитивную игру двух людей останется подвластным лишь самим людям.
Максим Наумов, GAMBITER.RU, март 2009
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.