Мир логических или интеллектуальных игр необычайно широк и многообразен. Шахматы занимают в нем далеко не последнее место. Но и сами шахматы тоже включают в себя немало разновидностей. У нас, как и во всем западном мире, распространены европейские шахматы и о других разновидностях этой игры мы знаем лишь понаслышке, а то и вовсе не догадываемся об их существовании. Одни варианты шахмат известны лишь узкому кругу коллекционеров логических игр, в другие же играют миллионы людей.
Наиболее распространены в мире европейские шахматы, японские («сёги») и китайские («сянцы»). Эти три широко любимых, традиционных и хорошо финансируемых варианта шахмат происходят от одной и той же древней игры «чатуранга», родиной которой считается иранский Абадан, в древности входивший в состав Индии. Оттуда любители завезли её через Персию в Европу, где она эволюционировала в то, что ныне известно под названием «шахматы». Но движение игры происходило и на восток, в Китай, где она трансформировалась в «сянцы». Примерно в 8 веке японские миссии, посылаемые ко двору китайской империи, привезли с собой на родину и захватывающую игру, несколько изменив на свой лад её название. В Стране восходящего солнца с тех пор и играют в сёги.
Современный вид сёги приобрели в XVI веке, её окончательную реформу произвел император Го-Нара. Во времена правления сёгунов династии Токугава сёги и го были признаны играми, развивающими стратегическое и тактическое военные мышления. Все прочие настольные игры были самураям запрещены, но эти две, напротив, получили государственную поддержку. Была учреждена должность сёги-докоро – главного придворного учителя сёги, который выявлялся в ходе постоянно проходивших чемпионатов. Только сёги-докоро имел право присваивать мастерские звания.
Наиболее бурно сёги начали развиваться в 19-20 веках, когда была обобщена и разработана теория игры, резко возросла численность играющих и создана профессиональная лига. Сейчас примерно 160 профессионалов получают доходы от спонсорских пожертвований и рекламных поступлений. Говоря конкретнее, целая когорта игроков зарабатывает более 100 тысяч долларов в год на каждого (независимо от показанных результатов!), а лучший из них – Йосихару Хабу – свыше 1 миллиона долларов. Таким образом, в мире сёги, в отличие от мира европейских шахмат, создана своеобразная модель Касталии – рая для интеллекта, который был описан Германом Гессе в знаменитом романе «Игра в бисер». По количеству ежегодно разыгрываемых призовых фондов сёги, наряду с го и шахматами, прочно входят в тройку самых высокооплачиваемых игр планеты. Численность игроков, регулярно принимающих участие в турнирах, составляет около 100 тысяч человек. Телевизионные турниры по сёги, постоянно транслирующиеся на основных японских каналах, популярны так же, как выступления сумоистов.
Достаточно длительное время сёги развивались только в Азии, преимущественно в Японии, где об игре слышали все, а с правилами знакомы около 20 миллионов человек. Около миллиона жителей густонаселенного Китая тоже на досуге не прочь посидеть за 81-клеточной доской. Однако времена меняются и сегодня многие западные любители логических игр обратились к сёги. Чем интересна эта игра, в чем ее сходство и отличие от обычных шахмат?
По внешнему виду сёги значительно отличаются от шахмат. Доска для игры в сёги – это 9х9 клеток одного цвета, каждая клетка представляет собой слегка вытянутый прямоугольник. У каждого игрока по 20 фигур восьми наименований. Точнее, это даже не фигуры, а плоские дощечки одного цвета в форме пятиугольного клина с иероглифическими надписями с обеих сторон, причем большинство из них могут быть перевернуты, чтобы стать более сильными. Принадлежность фигуры определяется по направлению ее острия. Японские названия фигур, даже аналогичных европейским, отличаются своеобразием и восточным колоритом. Создается впечатление, что все эти Драконы, Ароматные колесницы и Алмазные генералы прыгнули на доску прямо со страниц сказок об отважных самураях и всемогущих ниндзя.
Некоторые фигуры в сёги, лишенные права отступать или же с трудом пятящиеся назад, кажутся неуклюжими, но эта их неловкость с лихвой компенсируется правилом десантирования. Дело в том, что когда вы сбиваете фигуру противника, она не выходит из игры окончательно, но может быть в любой момент выставлена на доску как ваша собственная. Это, пожалуй, самая замечательная черта сёги по сравнению с другими логическими играми, которая значительно расширяет стратегию и тактику игры. В этом плане сёги в чем-то схожи с так называемыми «шведками» с той оговоркой, что в шведках используются фигуры, срубленные вашим партнером у его противника (игра идет два на два), а в сёги вы играете один на один [в этом плане игра ближе к крэйзихаус — прим. М.Наумов]. Абсолютно уникальны в сёги правила превращения. Согласно им здесь преображаются не только пешки, но почти все фигуры, что придает японским шахматам колоссальную динамику и делает относительной систему ценностей фигур, которая ближе к завершению и вовсе попирается в угоду сиюминутным решениям.
Несмотря на эти внешние отличия, конечная задача у обеих игр одна – заматовать короля противника, который и ходит-то и там, и там одинаково.
В сёги очень маленькая ничейная зона. Нельзя сказать, что партии никогда не заканчиваются миролюбивым исходом, но случается это крайне редко. Согласно официальной статистике ничейный исход встречается в 1 партии из 500! Поэтому даже на самом высоком профессиональном уровне мы наблюдаем острейшую и бескомпромиссную борьбу.
Игру в сёги можно рассматривать как непрерывный процесс развития, разделенный на 3 стадии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Партии в сёги, как правило, несколько длиннее, чем в шахматах, а начинают сражение, как и в других ориенталистских играх, – черные.
В дебюте игрок развертывает свои оборонительные и атакующие силы таким образом, чтобы их позиции имели хорошую форму. Поэтому необходимо расставлять все свои фигуры гармонично и надлежащим образом отвечать на ходы противника. В дебюте можно делать ходы согласно установленным дзёсэки, т.е. разработанным и изученным вариантам. При этом еще одной привлекательной чертой сёги является отсутствие преимущества первого хода. Партии профессионалов, играющих черными и белыми, имеют соотношение примерно 50х50! Кстати, полюбившийся дебют можно играть в сёги за оба цвета (белыми – с потерей темпа).
Рокировки в сёги нет, однако существует такое понятие как крепость – формация или структура из защитных фигур, действующих как телохранители вокруг короля. Построение крепости означает последовательность ходов, сделанных с целью улучшения безопасности короля. Типы крепостей, носящих поэтичные японские названия (например, «медведь в берлоге», «соломенная накидка», «золотые близнецы» и т.д.), во многом обуславливают стратегический рисунок дальнейшей борьбы.
В миттельшпиле можно указать следующие цели: взятие и превращение фигур, получение хорошей позиции для атаки и т.п. На этой стадии партии от игрока требуется умение принимать самостоятельные решения, середина игры выявляет способность игрока производить самостоятельную оценку позиции. Миттельшпиль обычно заканчивается после обоюдного прорыва соперников в лагеря друг друга, то есть на три последние горизонтали, являющиеся также полем превращения.
В эндшпиле, когда короли находятся в опасном положении, всегда необходимо думать о том, сколько ходов потребуется каждой стороне для того, чтобы поставить мат. Игроку следует атаковать, если он может поставить мат быстрее, чем противник, но если его атака медленнее, то он должен защищаться. По сути дела эндшпиль – это две острые взаимные матовые атаки. В сёги не существует такого понятия как окончание, так как сбитые фигуры могут вернуться в игру в любой момент, т.е. игра не упрощается.
Ритм игры в сёги не похож на рваный ритм шахматной партии. Он постоянно нарастает в такой последовательности: медленное позиционное начало, оживленный миттельшпиль и скоростной эндшпиль. Причем ближе к концу игра только усложняется, а количество вариантов одного хода, за счет правила десантирования, может доходить до 300!
Шахматы и сёги
Сравнивая сёги и шахматы, можно сказать, что сёги – это игра:
- не для тех, кто склонен разменивать фигуры, переводя игру в скучный пешечный эндшпиль и по капле наращивать преимущество;
- для тех, что любит длинные тактические комбинации с неожиданными ходами (появлениями на доске фигур, сброшенных в нужное место);
- для тех, кто не любит ничейных шахматных исходов – в сёги невозможно сыграть по заказу в ничью.
Нельзя не упомянуть и о компьютерных сёги. По словам героя Японии и обладателя всех титулов профессиональных сёги Й.Хабу «в матовых задачах компьютер уже превосходит лучших игроков. Однако в нормальных играх компьютеру все еще далеко до профессионального уровня. Он играет в силу примерно 4 любительского дана» [приблизительно рейтинг 2300 в шахматных ЭЛО. 1 дан среди профессионалов начинается после любительского 6 дана. Для сравнения, лучшие игроки сёги в мире, включая Й.Хабу, имеют 9 профессиональный дан]. В обычных шахматах ситуация несколько иная – компьютерные программы играют на уровне, а порой и сильнее лучших гроссмейстеров.
80-90-е годы прошлого столетия ознаменовались бурным ростом популярности сёги. Резко увеличилось количество играющих, были образованы федерации сёги в Америке и Европе, начался выпуск литературы. Регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы среди любителей. На сегодняшний день сёги, являющиеся наряду с чайной церемонией и икебаной органичной и неотъемлемой частью японской культуры, прочно вошли и в культуру мировую, не получив развития лишь в Африке.
Европейская федерация сёги (FESA) на данный момент объединяет 13 стран: Австрию, Беларусь, Бельгию, Великобританию, Германию, Италию, Нидерланды, Норвегию, Россию, Украину, Францию, Чехию и Швецию. В Европе постоянно проводятся турниры серии Гран-При.
Белорусская ассоциация сёги вступила в ряды FESA в 2002 году. Несмотря на молодость нашей ассоциации, наши игроки успешно выступают в международных турнирах. Так, С.Корчицкий занял второе место на турнире серии Гран-При, проходившем в январе этого года в Москве, уступив победителю, игроку 2 дана, лишь по коэффициенту. В Минске проводятся турниры и постоянные встречи любителей этой игры.
Приятно отметить, что буквально несколько лет назад культурные контакты между сёги и шахматами заметно усилились. Вышеупомянутый Хабу буквально за два года увлечения шахматами выполнил норму международного мастера. Блестящую игру на 64 клетках показывает и другой топ-игрок в сёги – Мориучи. Великие представители мира шахматного также не обделяют сёги вниманием. Приведем высказывания сильнейших шахматистов планеты, посвященные японской логической игре.
Г.Каспаров: «Сёги – уникальная игра. Я постараюсь поглубже изучить ее и поехать в Японию».
Р.Пономарев: «Я увлекаюсь еще и китайскими, и японскими шахматами, так что можно будет попробовать стать первым и в них».
Ж.Лотье: «Мир игроков в сёги произвел на меня глубокое впечатление. Известный лозунг FIDE «Gens Una Sumus» (мы все одна семья) абсолютно соответствует миру сёги. Я играю в сёги и получаю от этого большое удовольствие. Я всего лишь новичок (возможно любитель первого дана в своей лучшей форме), но я полюбил игру с самого начала, особенно идею десантирования (выставления – прим. автора статьи) фигур вблизи вражеского короля… Здесь есть два важных следствия, которые очень привлекательны для традиционного шахматиста: невозможно какое-либо упрощение, поскольку никакой материал не подлежит размену, и что более важно, в играх очень маленький процент ничьих».
В.Крамник: «За последние годы сёги стали хорошо известны среди шахматистов во всем мире. Я искренне желаю, чтобы между шахматным и сёги- сообществами продолжалась крепкая и плодотворная дружба».
Трудно сказать, какая из двух игр более сложна. Но если вас не оставили равнодушными слова таких высоких экспертов, то вы можете сами оценить достоинства и недостатки японских шахмат. Для этого нужно лишь сесть за доску и начать партию.
Источник: журнал «Шахматы», 2003, № 1
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.